![]() |
|
|
|
вверх отправить поиск админ главная |
Артроскопические методы хирургии суставов применяются уже около 100 лет, однако бурное свое развитие это направление получило лишь в последние два десятилетия, благодаря накоплению научных знаний и техническому прогрессу. Любое образовательное учреждение заинтересовано в том, чтобы уровень компетенций его выпускников соответствовал запросам рынка труда. Это справедливо и для медицинских вузов, где основными методами в усвоении студентами знаний становятся активные формы обучения. Они призваны обеспечить выполнение молодыми врачами задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Медицинское образование не зря считается непрерывным. Прогресс не стоит на месте, и любой врач, как начинающий, так и более опытный, должен постоянно совершенствовать свои навыки, быть в курсе последних достижений клинической практики в рамках своей специальности. Таким образом активные формы обучения актуальны для медицинского работника, начиная с вузовской скамьи и на протяжении всей профессиональной деятельности. Образовательный центр высоких медицинских технологий AMTEC KAZAN проводит курсы усовершенствования по специальности «травматология-ортопедия», с 2010 года здесь успешно внедрены образовательные программы по малоинвазивной и артроскопической хирургии суставов. Перед нами стояла задача организовать обучающий процесс наиболее информативно и в тоже время с упором на формирование практических навыков, чтобы врач, вернувшись с курса, мог сразу применить их в своей профессиональной деятельности. Наряду с усвоением знаний и формированием специфических умений, для нас было важным создать условия для развития творческих и коммуникативных качеств, формирования личностного подхода к решению медицинской проблемы каждого конкретного пациента. Активные методы обучения как раз и обеспечивают непосредственное вовлечение врачей в учебно-познавательную деятельность в ходе образовательного процесса. Напомним, существуют две группы методов обучения — имитационные и неимитационные. К последним относят лекции, семинары, дискуссии и другие коллективные занятия. При обучении врачей также практикуются совместные клинические обходы, присутствие и ассистирование во время оперативных вмешательств и манипуляций. Традиционно в нашей стране существовало много курсов, насыщенных неимитационными методами. Однако, несмотря на их важность, у них был и остается один общий и крайне существенный недостаток – они не формируют у врача навык, а значит не позволяют ему впоследствии сразу воспользоваться приобретенными знаниями. В связи с этим, мы сформировали свои курсы, в которых лекционная и семинарская форма занятий не утратили своей актуальности, но более половины времени образовательной программы отдано имитационным методам обучения. Программа каждого курса строится так, чтобы после теоретической части доктора сразу приступали к формированию практических навыков. В нашем центре практические занятия проводятся на кадаверном материале под постоянным контролем преподавателей.Курсанты делятся на малые группы численностью не больше четырех человек и занимаются в специально оборудованной операционной. Освоение навыков проходит по схеме «каждый делает каждую манипуляцию». Уже в первые годы деятельности центра мы отказались от формы демонстрации преподавателями хирургических техник без возможности их повторения каждым курсантом, поскольку это неэффективно. Преподаватели и руководство AMTEC KAZAN пристально следят за развитием компьютерных симуляторов и их возрастающими возможностями в обучении хирургическим манипуляциям. Конечно, в будущем они станут полноценным инструментом для образовательного процесса. Однако на сегодняшний день технологии компьютерной симуляции проигрывают по сравнению с занятиями на кадаверном материале. На наш взгляд, они не передают в полной мере мануальные ощущения и не имеют достаточного софта для отработки навыка проведения вмешательства всеми известными техниками. Конечно, мы ни в коем случае не отказываемся от классических методов обучения – лекций и семинаров. Ведь изменения в хирургической технике нужно объяснить, необходимо показать идею, заложенную в то или иное вмешательство, обновить теоретические знания врачей.В процессе образовательной деятельности мы поняли, что среди докторов наибольшей популярностью пользуются короткие трехдневные курсы. Именно в таком временном формате мы и стали их впоследствии проводить. Материал, требующий большего времени для обучения и формирования практических навыков, мы разделили на ступени. Теперь в нашем расписании имеется девять различных курсов: «Артроскопия и малоинвазивная хирургия коленного сустава» (2 ступени). «Артроскопия и малоинвазивная хирургия плечевого сустава» (2 степени). «Артроскопия и малоинвазивная хирургия локтевого и голеностопного сустава». «Артроскопия и малоинвазивная хирургия тазобедренного сустава». «Хирургическое лечение дегенеративных заболеваний коленного сустава, в том числе эндопротезирование».«Хирургическое лечение патологии пателлофеморального сочленения». «Остеотомии в области коленного сустава». В 2017 году мы открыли курс по ультразвуковой диагностике патологии опорно-двигательного аппарата для травматологов-ортопедов. Таков современный тренд — представители этой специальности все чаще сами проводят УЗИ для уточнения предполагаемого диагноза и проведения некоторых инвазивных манипуляций. Курс уникальный. Он включает в себя лекционный материал, формирование исследовательского навыка друг на друге, осмотр пациентов, формирование соответствующих протоколов и проведение инвазивных вмешательств на кадаверном материале под контролем УЗИ. Мы считаем, что если вести преподавание только в рамках системы отдельных курсов, со временем они могут перестать отвечать современным запросам медицинского сообщества. Для того чтобы быть всегда в курсе последних тенденции в травматологии и ортопедии, мы организовали площадку для обмена опытом в виде ежегодной образовательной школы «Артромастер», в программе которой — самые современные хирургические подходы и методики, актуальные для данной специальности на сегодняшний день. В рамках школы проводятся лекции, презентации, практические занятия и круглый стол. Профессиональное сообщество имеет возможность влиять на формирование программы — на двух электронных площадках специалистами центра анализируются пожелания от наших слушателей. Такая многоступенчатость образовательных программ позволяет Образовательному центру высоких медицинских технологий AMTEC KAZAN охватывать все современные направления хирургии крупных суставов и эффективно формировать хирургические навыки у наших курсантов. Список использованных источников: 1. Бабакова Т.А. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Т.А. Бабакова. − Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009.− 252 с. 2. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения: Научно-методическое пособие. - 2-е изд. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. Вербицкий. 3. Демкин В.П., Можаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. Учебно-методическое пособие. Томск 2003. 4. Ипатова Л.О. Активные методы обучения, как важный фактор активизации учебного процесса в высшей школе/ ФОН-НАУКА. – № 12(15). – 2012. – С. 72–74. 5. Килейников Д.В., Мазур Е.С., Белякова Н.А., Колесникова И.Ю., Калинкин М.Н. ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России, Тверь. Сборник тезисов «Первый среди равных..» статья «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ». VI Общероссийская конференция с международным участием, 2–3 апреля 2015 г., Москва. 6. Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л., Шабанов А.Г., Туркин Е.В. Л 77. Обучение и воспитание в высшей школе: учебное пособие. – Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД РФ, 2015. – 252 с. 7. http://sociosphera.com. Современные методы обучения в ВУЗе, М.И. Кирикова Московский гуманитарный педагогический институт, г. Москва, Россия, 2012. 8. http://shmp.edurm.ru. Школа молодых педагогов Республики Мордовия. Лекция: «Понятие о педагогической технологии». < | >
|
|
||||||||||||
|
![]() |
Посетитель: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
"По форме правильно, а по существу - издевательство" В.И.Ленин | ||
©2001-2019Orthoforum Coordinator. |